МКДОУ «Большемуртинский детский сад № 3»
Педагогическая диагностика - форма изучения динамики детского развития в
ДОУ.
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в каждой
возрастной группе детей, в рамках разработанной программы МК ДОУ «Большемуртинкий детский
сад № 3». Система мониторинга, позволяет провести комплексную оценку качества образовательной
деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать ее для достижения достаточного
уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы ДОУ по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», соответствующим
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ
Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года
Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и
уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем
в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми
навыками и умениями по образовательным областям:
Н балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
С - балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
В – балл — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, - в начале и конце учебного года
для проведения сравнительного анализа.
Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее
значение все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной
программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе
(среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять
до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах
компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико - психологопедагогическому совещанию), а также для ведения учета обще - групповых промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе выделять детей с проблемами в развитии, разрабатывать для
детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психологометодическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние
значения по
общему групповому параметру развития. Наличие математической обработки
результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и
сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический
процесс в образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в
период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок
длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра
между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные
руководители, принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои
диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью
образовательной деятельности.
Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены, каждый параметр
педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь
определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку
нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Описание инструментария педагогической диагностики в образовательных группах будет
различным. Это объясняется возрастными особенностями воспитанников.