Положение е о логопедическом пункте

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете МКДОУ
«Большемуртинский детский сад № 3»
Протокол № 1 от 31.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МКДОУ
« Большемуртинский детский сад № 3»
_____________ Ваземиллер Т.И.
Приказ № ______ от __________ 2021г.

Положение
о логопедическом пункте
МКДОУ «Большемуртинский детский сад № 3»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями на 14 июля 2022 года,
Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г № 2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», а также Уставом
дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Настоящее локальный акт определяет цель и задачи, порядок создания и направления
деятельности логопедического пункта в ДОУ, материально-техническую базу и финансовое
обеспечение работы, регламентирует его комплектование, организацию, а также
устанавливает
обязанности,
права
и
ответственность
участников
коррекционно-образовательных отношений и перечень необходимой документации.
1.3. Данное Положение направлено на реализацию ФГОС дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года с изменениями на
21 января 2019 года, Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 г «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями на 14 июля 2022 года, а
также Конвенции о правах ребенка.
1.4. Логопедический пункт (далее - логопункт) открывается заведующим ДОУ при наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материально-технических,
программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления
отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.5. Настоящий локальный акт регламентирует деятельность ДОУ по вопросам организации
работы логопедического пункта на территории дошкольного образовательного учреждения,
устанавливает основные направления, регулирующие правовую, образовательную и
коррекционную деятельность логопункта, гарантирует возможности для получения
логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения речи, обеспечивает условия
для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.6. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ
вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 20 детей с легкими речевыми
нарушениями, в возрасте 5-7 лет на одну ставку).
1.7. Деятельность логопедического пункта может быть прекращена путем ликвидации по
решению Учредителя или заведующего дошкольным образовательным учреждением.
2. Цель и основные задачи логопедического пункта
2.1. Логопедический пункт создается в целях оказания коррекционной помощи
воспитанникам ДОУ, имеющих нарушения в развитии устной речи, в освоении ими основной
образовательной программы дошкольного образования.
2.2. Основные задачи логопункта:














выявление воспитанников, имеющих нарушения в речевом развитии;
определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации
речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также
индивидуально-личностных особенностей детей;
осуществления необходимой коррекции нарушения звукопроизношения у детей
дошкольного возраста;
предупреждение нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению
эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с
получением специальной помощи в развитии речи;
осуществление пропаганды логопедических знаний среди педагогов ДОУ, родителей
воспитанников (законных представителей);
совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями,
потребностями и интересами дошкольника;
интеграция воспитания и обучения детей с получением специализированной помощи в
развитии речи;
распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью
профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса
логопедического воздействия.

3. Направления деятельности логопедического пункта
3.1. Выделяют следующие направления логопункта ДОУ:
3.1.1. диагностическое;
3.1.2. коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и
компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего
вида деятельности);
3.1.3. информационно-методическое:
 оказание консультативной помощи педагогам и родителям (законным представителям)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 организация
взаимодействия
всех
субъектов
коррекционно-развивающей
деятельности;
 организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в
соответствии с требованиями к его оснащению;
 сбор информации о деятельности логопедического пункта детского сада и её анализ.
4. Порядок создания логопункта
4.1. Логопедический пункт в дошкольном образовательном учреждении открывается при
необходимости исправления нарушений речи у дошкольников 5-7 лет на основании данных
обследования детей.
4.2. Логопедический пункт создается приказом заведующего ДОУ.
4.3. Решение об открытии логопедического пункта рассматривается на Совете ДОУ,
возможность открытия логопункта фиксируется в Уставе дошкольного образовательного
учреждения, разрабатывается и утверждается “Положение о логопедическом пункте в ДОУ”.
4.4. Заведующий дошкольным образовательным учреждением обеспечивает создание
условий для проведения с детьми коррекционной и педагогической работы; подбирает
учителей-логопедов для коррекционной работы.
4.5. На должность учителя-логопеда назначается лицо с высшим педагогическим или
дефектологическим
образованием,
владеющее
методами
нейропсихологического
обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и

практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в
соответствии с требованиями квалификационной характеристики.
5. Комплектование логопедического пункта
5.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу
из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих дошкольное образовательное
учреждение.
5.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопедическом пункте осуществляется на
основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением.
5.3. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие следующие нарушения в речевом
развитии:
 фонематические;
 фонетико-фонематические;
 фонетико-фонематические с дизартрическим компонентом.
5.4. Не подлежат приёму на логопедический пункт ДОУ дети с тяжёлыми нарушениями речи
(ОНР - I, II, III уровней, дизартрия, алалия и задержкой психического развития). Родителям
(законным
представителям)
таковых
детей
рекомендуется
направление
в
специализированные дошкольные учреждения, в которых есть логопедические группы для
достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае
отказа родителей (законных представителей) воспитанника от перевода ребёнка со сложной
речевой патологией в специализированные группы учитель-логопед детского сада не несёт
ответственности за полное устранение дефекта.
5.5. Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по
коррекции речи от 12 до 20 детей в течение года.
5.6. Прием детей на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения
производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
5.7. Утверждение списочного состава воспитанников, посещающих логопедический пункт, осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением.

6. Организация деятельности логопедического пункта
6.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на
логопункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные и
подгрупповые занятия.
6.2. Занятия с детьми на логопедическом пункте ДОУ проводятся ежедневно, как в часы
свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику,
утвержденному приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
6.3. Продолжительность занятий не должна превышать времени, предусмотренному
физиологическими
особенностями
возраста
детей
и
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
6.4. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп
зависит от характера нарушения речевого развития. Длительность проведения
индивидуальных занятий от 10-20 минут, подгрупповых от 15-30 минут.
6.5. Начало и продолжительность учебного года на логопедическом пункте соответствует
работе дошкольного образовательного учреждения.
6.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных
особенностей воспитанников ДОУ и составляет:от 6 месяцев - с детьми, имеющими НПОЗ (не
произношение отдельных звуков), 1 год - с детьми, имеющими фонетико-фонематические
нарушения (ФФН) речи; детям с ФФН дизартрический компонент, заикание – 2 года.
6.7. Организация всей коррекционной деятельности на логопункте ДОУ обеспечивается:
 своевременным обследованием детей;
 рациональным составлением расписаний совместной образовательной деятельности с
детьми;
 планированием подгрупповой и индивидуальной логопедической работы;

оснащением логопункта дошкольного образовательного учреждения необходимым
оборудованием и наглядными пособиями;
 совместной работой учителя-логопеда с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
6.8. Недельная нагрузка учителя-логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом
пункте составляет 20 часов, из которых 18 ч. отводится на непосредственную
коррекционно-речевую работу с детьми, а 2 ч. на организационно-методическую и
консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
6.9. Воспитатель в группе планирует свою работу с учетом программных требований и
речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в
формировании речи воспитанника, слышать дефекты речи, обращать внимание на чистоту
произношения.
6.10. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками ДОУ занятий несут
родители (законные представители) воспитанников, учитель-логопед, воспитатель и
заведующий дошкольным образовательным учреждением.


Сайт положений для ДОУ http://ohrana-tryda.com

7. Участники коррекционно-образовательной деятельности
7.1. Участниками коррекционно-образовательных отношений на логопункте дошкольного
образовательного учреждения являются ребенок, родители (законные представители)
воспитанника, учитель-логопед и воспитатель.
7.2. Обязанности учителя-логопеда ДОУ:
 проведение обследования речевого развития детей ДОУ, своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией;
 регистрация списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи,
оптимальное комплектование групп;
 определение периодичности, продолжительности проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
 планирование и осуществление качественной коррекционной работы с детьми,
зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии
устной речи;
 составление
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в дошкольное
образовательное учреждение;
 оказание консультативной помощи детям и родителям (законным представителям)
воспитанников;
 отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников ДОУ,
зачисленных на логопедический пункт;
 корректировка содержания коррекционной работы, методов, приемов логопедической
помощи воспитанникам;
 оказание консультативной помощи педагогическим работникам детского сада,
родителям (законными представителями) воспитанников в определении причин
нарушений речи, информирование их о ходе коррекционной работы, дача
рекомендаций;
 осуществление работы по взаимодействию с воспитателями ДОУ.
 информирование участников педагогического совета о задачах, содержании и
результатах работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного
учреждения;
 повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей)
воспитанников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста,
имеющих речевые нарушения;

ведение необходимой документации по планированию, проведению коррекционной
работы;
 участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
 составление ежегодного отчета по итогам работы.
7.3. Права учителя-логопеда:
 самостоятельно отбирать методы и приёмы коррекционной работы с воспитанниками
дошкольного образовательного учреждения;
 повышать свою профессиональную квалификацию и проходить аттестацию в
соответствии с действующими нормативными документами;
 осуществлять связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
 контролировать выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию
детей, зачисленных на логопедический пункт дошкольного образовательного
учреждения.
7.4. Ответственность учителя-логопеда
 учитель-логопед, осуществляющий деятельность в логопедическом пункте ДОУ, несет
ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной
речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного
обучения детей с нарушениями речи.
7.5. Воспитатель ДОУ:
 создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
 проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного
образования воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
 наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки
формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов
развития устной речи;
 планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому
развитию детей, зачисленных на логопедический пункт;
 участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников ДОУ, зачисленных
на логопедический пункт;
 осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на
логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в
течение дня.
 взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ по вопросам освоения образовательной программы детей,
зачисленных на логопедический пункт.
 вовлекает
в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников,
зачисленных
на
логопедический
пункт,
обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
7.6. Администрация ДОУ:
 обеспечивает
создание
условий
для
проведения
с
детьми
коррекционно-педагогической работы;
 подбирает педагогических работников для коррекционной работы.
 обеспечивает
логопедический
пункт
специальным
оборудованием,
учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно
рекомендуемому списку.
7.7. Учитель-логопед и воспитатели обязаны соблюдать права детей, занимающихся на
логопедическом пункте в детском саду, внимательно относиться к воспитанникам,


сотрудничать в плане коррекционной работы с родителями (законными представителями)
воспитанников.
7.8. Воспитанник с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах
ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и ФГОС дошкольного
образования.
7.9. Родители (законные представители) воспитанника создают в семье условия
благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими
работниками дошкольного образовательного учреждения по преодолению речевых
нарушений ребенка.
8. Управление логопедическим пунктом
8.1. Непосредственно руководство работой логопедического пункта осуществляется
заведующим дошкольным образовательным учреждением, в ведении которого находится
логопедический пункт.
8.2. Контроль над работой логопедического пункта осуществляется заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
9. Документация логопедического пункта
9.1. Для фиксирования коррекционно-образовательной деятельности учитель-логопед ведет
на логопункте ДОУ следующую документацию:
1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных на логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий, с воспитанниками,
зачисленными на логопедический пункт дошкольного образовательного учреждения.
4. Речевые карты на каждого ребёнка, зачисленного в логопедический пункт
дошкольного образовательного учреждения.
5. Журнал первичного обследования детей дошкольного образовательного учреждения.
6. Планы индивидуальных и подгрупповых логокоррекционных занятий с детьми.
7. График работы учителя-логопеда.
8. Речевые дневники детей
10 Журнал учета посещаемости.
11 Рабочая программа.
12 Отчет о результатах работы за учебный год.
10. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопункта
10.1. Для логопедического пункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
действующих СаНПиН.
10.2. Не рекомендуется размещать на стенах логопедического пункта картины, рисунки и
таблицы, не связанные с коррекционной деятельностью.
10.3. На администрацию дошкольного образовательного учреждения возлагается
ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и
ремонт.
10.4. Логопедический пункт финансируется дошкольным образовательным учреждением, на
базе которого он создан.
Оригинал положения http://ohrana-tryda.com/node/2225

11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Советом ДОУ и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.

11.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
11.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1. настоящего Положения.
11.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.12.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (39198) 33-7-82

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».